Институт экономики и финансов
+7 (343) 221-11-52
г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 62, ауд 654
e-mail: de@usue.ru

Объявления

Топ 8 способов найти первоисточник информации

Мы окружены информацией. Можно ее игнорировать, устроив себе цифровой детокс. Но лучше – научиться ее ранжировать. Для этого нужно уметь искать и находить первоисточники. Это одна из ключевых техник самообразования. Первоисточник нужен, когда хочется докопаться до сути.


В чем разница между источником и первоисточником? 

Источник – место, где что–то рождается. Используя источники информации, исследователь получает инструмент для расширения знаний в конкретной области исследования. Таким образом, цель этих ресурсов – удовлетворить потребность в знаниях.

Источники информации – ответ любознательному исследователю. Когда источников много, возрастает ценность первоисточника.

Первоисточник содержит:

-новую идею
-новую информацию - «сырьё»
-новый угол подачи старой информации
-новое изобретение
-новую технологию.

Из этого можно вывести определение термина «первоисточник» – начальный, исходный авторский материал. В роли автора может выступать не только один человек–творец, но и коллектив: редакция журнала, научная лаборатория, пресс–служба банка.

Первичные источники предоставляют необработанную информацию и прямые свидетельства из первых рук о людях, событиях или явлениях. Примерами могут служить стенограммы интервью, статистические данные и произведения искусства.

Для чего нужен первоисточник 

- получать качественную информацию
- понимать текущие события
- познавать реальность
- делать новые открытия
- предоставлять убедительные доказательства своих аргументов
- развивать критическое мышление
- не растрачивать время на ненужное

Первоисточники являются строительными блоками, локомотивом исследования и служат основой для интерпретации и аргументации.

Кому может пригодиться первоисточник 

•Желающим развить критическое мышление. Они будут тренировать мозг вопросами, кто создал первоисточник, зачем, когда. Размышления необходимы при оценке материала и являются невероятно важными упражнениями, помогающими укрепить навыки критического мышления.
•Тем, кто хочет научиться ориентироваться в современном информационно насыщенном ландшафте и не потонуть в анонимных телеграмм-каналах. Навыки, необходимые для правильного изучения документов, можно перенести на потребление и анализ современных СМИ.
•В общественной жизни. Чтобы пресечь распространение домыслов и не дать им добраться до тех, кто уязвим. Например, до детей.
•В государстве. Изучение прошлого способствует формированию гражданской позиции, что является необходимым условием развития справедливого гражданского общества. Первоисточники позволяют изучить документальные свидетельства и понять принятую государством систему ценностей. Навык поиска и анализа первоисточников повышает выживаемость гражданина, потому что дает ему язык для общения с ведомствами.

Так как же отличить первоисточник от множества источников

Ответ довольно прост - нужно задать себе следующие вопросы:

• Исходит ли этот материал от человека, непосредственно участвовавшего в изучаемых событиях (первичный) или от другого исследователя (вторичный)?
•Заинтересован ли я в оценке самого источника (первичный) или использую его только для получения справочной информации (вторичный)?
•Предоставляет ли источник оригинальную информацию (первичную) или комментирует информацию из других источников (вторичную)?

Как качественное питание укрепляет наше физическое здоровье, так и качественная информация оберегает нашу жизнь и способствует развитию личности не в ущерб психическому здоровью.

Многие задаются вопросом: как найти первоисточник 

1. «Яндекс»

Это самый простой способ для русскоязычных пользователей. Подойдет, когда искомый первоисточник популярен и часто используется.

Если же ищут что-то редкое, то следует учитывать, что поисковики наподобие «Яндекса» априори выдают то, на что регистрируют наибольший спрос. Изначальный поисковый запрос может быть деформирован, если «Яндекс» посчитает, что вы ошиблись в правописании.

Поэтому нужно конкретизировать поисковый запрос:

- уточнить предметную область. Понадобится не только конкретное слово, но и область. Например, поисковый запрос должен звучать как «рост ВВП экономика».
- регион и район. Поисковики не всегда помнят и учитывают, где вы живете.

Сигнальные слова или узкопрофессиональные термины в поисковых запросах облегчают поиск первоисточников на специализированных ресурсах и повышают шанс попасть на портал, который ведут профессионалы.

Следует помнить, что, если нужная статья годовалой давности, ее засыплет культурным слоем. Непопулярная, но нужная вам статья может оказаться на 35-й странице выдачи. Поэтому при поиске первоисточника нужно вести себя как дотошный археолог – знать, что и где искать, вооружиться терпением и кропотливо удалять слой за слоем.

2. «Google»

Google всегда старается первым в выдаче указывать первоисточник с указанием года публикации. Однако, как и у любого другого интеллекта, живого или искусственного, старания не всегда приводят к нужному результату. Это следует учитывать.

Google пригодится, когда нужно найти:

- стенограммы интервью
- записи выступлений
- архивные фотографии.

Google содержит информацию на разных языках. Чтобы найти первоисточник на языке, отличном от русского, полезно поменять доменную зону. К примеру, если вам нужны оригиналы писем Мигеля Сервантеса, их следует искать не в доменной зоне .ru, а в испанской .es.

3. Сервисы проверки на уникальность

Продукты компаний «Главред», Advego, ETXT, «Текст.ру» высвечивают неуникальные шинглы и определяют содержание плагиата в текстах в процентах. Авторский первоисточник может рассчитывать на признание уникальности в 100%.

Вышеупомянутые продукты полезны в сложносоставных текстах, когда исследователю нужно атрибутировать конкретные куски, т.к. предоставляют гиперссылки на источники чужого материала.

4. Библиотеки и ЦОД

Центры обработки данных (ЦОД) необходимы в бизнесе и крупных корпорациях. Источники информации ЦОД хранятся на серверах и подлежат выдаче под запрос.

По тому же принципу работают базы данных (БД) и классические библиотеки.

Для поиска первоисточников полезны следующие информационные системы:

- СПАРК
- информационная система жилищно–коммунального хозяйства РФ ГИС ЖКХ
-сервис раскрытия информации агентства «Интерфакс»
5. Законы

Это основные источники информации, например для юристов.

Законы полезны и обывателям, которые в повседневной жизни сталкиваются с мифологемами и назойливой рекламой. К примеру, когда человеку расхваливают положение женщины в конкретной арабской стране, этому лицу следует проверить, есть ли у данного государства Семейный кодекс. И прочесть. А если кодекса нет, сделать для себя соответствующие выводы.

6. Правообладатели

Это компании, которые владеют патентом либо исключительным правом на деятельность в определенной области. Их официальные сайты содержат отчеты, обзоры, новости и другие материалы, которые могут считаться первоисточниками.

К этой категории относятся интернет-ресурсы государственных организаций и официальные аккаунты в социальных сетях.

7. Статистика

Также относится к профессиональным источникам информации. На территории Российской Федерации за сбор статистических данных отвечает Росстат, на территории Евросоюза – Eurostat.

8. Родинка

Этот способ пригодится тем, кто пытается атрибутировать текстовой фрагмент, который встретился в анонимном виде на просторах Интернета.

Если пользователь хочет проверить, действительно ли текст анонимный или у него есть автор, который не следит за распространением своего творчества, следует найти в тексте уникальную метку контента, «родинку». Это может быть:

- редкое слово
- редкое имя
- уникальное число из не менее чем четырех цифр
- бросившийся в глаза оборот
- топоним
- последовательность последних букв латинского алфавита

Ввод «родинки» в качестве поискового запроса зачастую позволяет быстрее найти первоисточник, чем вставка любой попавшейся строки из анонимного текста.
Как работать с первоисточником

После того как первоисточники определены, необходимо прочитать и изучить их критическим взглядом. Важно учитывать как сам источник, так и время, в которое он был создан. Следует помнить, что источники существуют в разных форматах. Ниже приведены некоторые вопросы, которые нужно задать о характере источника:

- что это за источник и о чем он вам говорит?
- кто является автором или создателем?
- какие предубеждения или предположения могли повлиять на автора или создателя?
- кто был целевой аудиторией?
- какое значение имел источник в момент его создания?
- был ли источник отредактирован или переведен, тем самым потенциально изменив первоначальный замысел или цель?
- на какие вопросы можно ответить с помощью этого источника?
- совпадает ли ваше понимание источника с интерпретациями других исследователей или же оно оспаривает их доводы?

Рассмотрение этих вопросов поможет вам анализировать и интерпретировать источники, не злоупотребляя прямыми цитатами и не полагаясь на них.

Объявления

Все объявления
15 и 16 мая в Екатеринбурге пройдет форум «ФИНМАРКЕТ»
Название говорит само за себя: эксперты будут разбирать по полочкам актуальные финансовые темы, расскажут о полезных инструментах и будут отвечать на ваши вопросы.
Участие бесплатное – нужна только регистрация. Переходите по ссылке, смотрите программу и забирайте свой билет, пока есть места.
Студенты Института экономики и финансов приняли участие в традиционном субботнике
Сегодня, 27 апреля, студенты Института экономики и финансов приняли участие в традиционном субботнике на «Аллее дружбы» со стороны ул. Куйбышева.
Конкурс проектов по предоставлению бюджета
Уважаемые студенты, приглашаем принять участие в конкурсе проектов по предоставлению бюджета для граждан, организатором которого выступает Министерство финансов Свердловской области. Конкурс направлен на выявление и распространение лучшей практики по формированию бюджета публично-правового образования, проводится с 22 апреля по 5 июля 2024 года. Подробнее в Положении о конкурсе.